Влияние Интернета на формирование девиантных форм поведения у подростков

0 Комментариев

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общественных, а также устоявшихся норм и стандартов. Само девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

10Многие вещи, которыми увлечены современные подростки, не являются продуктом наших социальных отношений и не свойственны менталитету казахстанцев. Но безобидное, на первый взгляд, увлечение сэлфи или ловлей покемонов может вовлечь детей и подростков в более серьезные проблемы — деструктивные интернет-сообщества и «группы смерти», антисоциальное поведение и протесты. То явление, о котором мы хотим рассказать в своей статье, является характерным для реалий российского общества и уже вызывает серьезную озабоченность на всех уровнях государственной власти. Своей задачей мы видим информирование педагогов и родителей о тех опасных явлениях, которые уже стоят на пороге, профилактику девиантного поведения, создание для наших детей безопасной социальной и образовательной среды.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, в том числе о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма — это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма, по мнению  российского специалиста по психологии отклоняющегося поведения. Я.И. Гилинского, определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.

Проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.

Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные разрушительные тенденции.

11-yaДинамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. В последние годы отмечается усиление негативных форм девиации — насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация несовершеннолетних, подростковая делинкветность (нарушение принятых в обществе социальных норм), аморальность, а также самоубийства, проституция.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

— социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

— глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением со стороны родителей, учителей, одноклассников;

— отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

— отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

— безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

С появлением Интернета жизнь современных подростков приобрела значительные изменения: они получили значительную автономность, экстерриториальность, социальную независимость. Интимно личностное общение со сверстниками приобрело реально круглосуточный характер. Изменились характер и специфика девиаций с использованием киберпространства. Специалисты впервые столкнулись с такими феноменами как «селфи-зависимость», «кибер-буллинг», «сетевое троление», «пранкинг», но наибольшее беспокойство вызывает появление в мировом Интернете «групп смерти»: «Синий кит», «Огненная фея» и т.д. К сожалению, не обошли эти проблемы стороной и наш регион.

11Даже слабый уровень включенности населения в социальные Интернет-коммуникации не гарантирует безопасность отдельной личности в Интернет-пространстве. Сейчас с помощью отдельных сайтов в Интернете можно приобрести запрещенные препараты, ознакомиться с любого рода литературой, вступить в деструктивные группы или пообщаться на закрытых блогах и сайтах на любую интересующую подростка тему, в том числе не одобряемую родителями или запрещенную законодательством.

Около трех лет назад в подростковую субкультуру подростков стало активно насаждаться новое, деструктивное криминализованное движение АУЕ — Арестантское уркаганское единство или «Арестантский уклад един». Об этом движении, втягивающем в криминальную субкультуру сотни тысяч детей, заговорили после скандальной истории в Забайкалье.

Подростки из неблагополучных семей — сторонники АУЕ — с примерами для подражания живут бок о бок. И вот уже дети вымогают деньги у детей. Своих жертв они ставили «на счетчик». Дань брали не только деньгами, но и чаем, и сигаретами.

Большинству из хулиганов нет 18 лет, но все сборы — на «общак», такой воровской фонд взаимопомощи. Скидывались по конкретной тарифной сетке — от 50 рублей с сироты до 250 — с ребенка из благополучной семьи. История всплыла только после того, как родители «должников» устроили самосуд. Вывезли малолетних рэкетиров в лес и хорошенько побили.

Те ответили и подожгли дом обидчика. Похоже, подростки чувствовали, что наказания не будет, да и, может быть, старшие криминальные авторитеты точно оценят. Они — и закон, и пример для подражания. Они могут, например, взять штурмом полицейский участок, чтобы освободить начинающих арестантов.
Тюремные законы и правила быстрее приживаются в спецшколах, где трудные подростки уже переступали закон. Но АУЕ там стало тесно, и теперь движение захватывает новые умы в обычных образовательных учреждениях. Чтобы привлечь новых адептов криминала, особых усилий не требуется — поможет переходный возраст, поиск своего места в обществе и ощущение собственной причастности к стае.

По мнению доктора  медицинских наук, руководителя отдела клинической психиатрии детского и подросткового возраста ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Анны Портновой: «В группе подростки совершают очень часто те преступления, и те поступки, которые одиночки бы не совершили. Вот эта групповая психология, когда размывается чувство ответственности и вины. Очень часто вроде приличные дети, а совершают что-то нечто ужасное, во что не могут поверить окружающие, совершают они это именно, сбившись в группу».

Председатель коллегии адвокатов и преподаватель МГИМО Константин Трапаидзе считает, что «жестокая  иерархия ломает психику подростка. Это все его уводит в сторону от родителей, школы и других общественных организаций».

И армия тех, кто при встрече или на прощание говорит друг другу «А.У.Е.», растет с каждым днем. Для этого кураторам из-за решетки не нужно ничего, кроме телефона и выхода в Интернет. Тем более, на воле полно помощников.

Сейчас это движение начало активно осваивать Интернет-пространство. Мало кто понимает всю опасность этого явления для современного поколения детей и подростков. Что несут в себе эти сайты АУЕ, на которые подписано около 800 тысяч человек, в том числе огромное количество подростков и детей? А это действительно что-то вроде «Синих китов»? Нет! Если эта субкультура спрячется от родителей и правоохранительных органов в Интернете, то привлечь к ответственности виновных или оказать помощь потерпевшим, станет практически невозможным. А возможности для криминальных авторитетов АУЕ открываются практически безграничные, от сбора виртуальных денег «на общак» до распространения порнографических сюжетов с многочисленных «вписок».

Организатор и модератор группы «АУЕ» рассказал, что подписчиками их сайта становятся более 15 тысяч пользователей в месяц. Общее число подписчиков таких групп, по некоторым оценкам, переваливает за 800 тысяч. Большая их часть — несовершеннолетние, которые, наслушавшись историй о криминальной романтике, выходят на улицы и разбираются с любыми проблемами по понятиям, но даже самых трудных из них, оказывается, можно спасти.

Специалисты советуют обратить внимание, на что тратит деньги ваш ребенок. Может быть, вместо того, чтобы купить булочку в школе он как раз пополняет «общак».

Т. В. ЯКОВЛЕВА,
руководитель психологической службы
суицидологического отдела
КГП на ПХВ «Психоневрологический диспансер» акимата СКО
П. Ю. МОИСЕЕВ,
психолог
КГП на ПХВ «Психоневрологический диспансер» акимата СКО

Return to Top ▲Return to Top ▲