С 1 по 10 апреля в Казахстане ежегодно проводится декадник по организации школьного питания. Цель декадника: заложить основу культуры здорового питания, практикуемой в течение всей жизни и основанной на благоприятном опыте, привитие необходимых навыков и уверенности в собственной способности вести здоровый образ жизни.
Правильное питание, хорошо сбалансированная пища в сочетании с регулярной физической нагрузкой лежит в основе хорошего здоровья. Плохое питание может привести к ослаблению иммунитета, повышению восприимчивости к болезням, нарушению физического и психического развития и снижению продуктивности.
Во всем мире отмечаются следующие тенденции: рост потребления продуктов с высокой энергетической плотностью и высоким содержанием жира; снижение физической активности в связи с более сидячим характером многих видов деятельности, изменениями в способах передвижения и возрастающей урбанизацией.
Практика здорового питания должна начинаться на ранних стадиях жизни. Грудное вскармливание способствует здоровому росту, улучшает когнитивное развитие и может обеспечить пользу для здоровья в длительной перспективе — например, снизить риск появления излишнего веса и ожирения и развития неинфекционных заболеваний позднее в жизни.
Одним из проявлений здорового питания является ограничение поступления в организм свободных сахаров менее чем на 10% от суммарной поступающей энергии. Для получения дополнительного оздоровительного эффекта рекомендуется снизить этот показатель еще больше — менее чем 5% от суммарной энергии. Ограничение употребления соли, менее чем 5 г в день, способствует предотвращению гипертензии и снижает риск болезни сердца и инсульта у взрослых.
Ведущими факторами риска неинфекционных заболеваний считаются избыточная масса тела (индекс массы тела более 25 кг/м2), избыточное потребление насыщенных жиров, транс-жиров, сахара и соли, а также недостаточное потребление овощей и фруктов.
Для борьбы против эпидемии ожирения среди детей необходимо стимулировать здоровое питание и физическую активность в школах. В связи с тем, что дети и подростки проводят значительную часть своей жизни в школе, окружающая их в школах среда является идеальной средой для приобретения знаний и навыков в отношении здорового выбора и повышения уровней физической активности.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2014 году, более 1,9 миллиарда взрослых людей в возрасте 18 лет и старше имели избыточный вес. Из этого числа свыше 600 миллионов человек страдают от ожирения, 42 миллиона детей в возрасте до 5 лет имели избыточный вес или ожирение (6,1%).Большую тревогу для общественного здравоохранения приобретают избыточная масса тела и ожирение в детском возрасте, которые высокими темпами распространяются во всем мире. Распространенность ожирения в мире в 2014 году в среднем составила 6% среди детей в возрасте 2-19 лет, низкие показатели были определены в Индии (2,4%), высокие – в США (12,9%).
Следует отметить, что детское ожирение является важным прогностическим фактором ожирения у взрослых, во многом является фактором риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, ортопедических проблем и психических расстройств. Оно также связано с пониженной успеваемостью в школе и заниженной самооценкой. Метаболические и сердечно-сосудистые факторы риска, проявившись в детском возрасте, сохраняются во взрослой жизни, приводя к повышенному риску плохого здоровья и преждевременной смертности. Эти данные имеют важное практическое значение в плане выбора подходящего времени для вмешательств в сфере охраны здоровья детей и подтверждают идею о том, что необходимо неустанно продолжать инвестиции в здоровье детей для закрепления результатов, достигнутых в ходе осуществления вмешательств в раннем детском возрасте.
Серьезной проблемой является также прогрессивное повышение распространенности желудочно-кишечных заболеваний среди школьников. Важную роль в развитии этих заболеваний играют нарушения в режиме питания, отсутствие горячего питания в школах, потребление продуктов недостаточно высокого качества. Нарушения в питании школьников в Казахстане обусловлены в настоящее время не столько дефицитом пищевых продуктов, сколько неправильным использованием имеющихся продуктов питания.
Главная составляющая профилактических мер это постоянные усилия для проведения мониторинга состояния здоровья и благополучия подростков и создания условий для улучшения оказания медицинской помощи и внедрению механизмов профилактики рисков в школьном сообществе и в семье.
В результате проведенных исследований в 2016 году по изучению поведения детей школьного возраста в отношении своего здоровья получены данные о влиянии образа жизни на здоровье детей 11-13-15лет и о подходах к укреплению здоровья подростков.
Анализ материалов позволил сделать следующие выводы, что режим и рацион питания школьников требуют своей корректировки вследствие недостаточного употребления овощей и фруктов (ежедневное потребление только 42,1% детей).
Обращает на себя внимание группа детей практически не потребляющих
овощи и фрукты, которые составили среди городских жителей 12,0%, среди сельских -10,8%. Возможность получения горячего питания в школах республики составляет только 52,2%.
Изучение ситуации с возможностью получить горячее питание в учебном заведении свидетельствует о том, что в городе 52,2% школьников ест горячую пищу, среди мальчиков — 50,8%, среди девочек — 53,4%, в сельской местности всего 51,7%, мальчики — 51,9%, девочки — 51,5%.
В зависимости от места жительства детей, потребляющих еду быстрого приготовления, в сельской местности было несколько больше, чем в городской. Среди городских школьников быстро приготовленную пищу потребляют 2-4 раза в неделю 40,0% (мальчиков — 38,6, девочек-41,3),ежедневно — 7,7% (мальчиков — 9,1% девочек — 6,45%),5-6раз в неделю — 9,7% (мальчиков — 10,4%, девочек- 9,1%), не употребляют вредные продукты 42,6% детей (мальчиков — 41,9%, девочек — 43,2%).
Недостаточная информированность многих школьников, их родителей и учителей о здоровом питании, в свою очередь, способствует развитию недостаточности режима ассортимента питания. Необходимо рекомендовать к употреблению различные злаковые, овощи и фрукты, мясные, молочные и рыбные продукты, бобовые. При этом предпочтение отдается не рафинированным, то есть сохранившим оболочку, зерновым продуктам, а также не жирным мясным и молочным продуктам. Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир и другие кисломолочные продукты, сыр и творог являются основными источниками высококачественных животных белков, способствующих нормальному росту и развитию детей и их устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.