травма2

В Казахстане начался ежегодный месячник по профилактике травматизма

0 Комментариев

 

По данным Всемирной организации здравоохранения 2016 года, ежегодно в результате дорожно-транспортных аварий травма2умирает около 1,25 миллиона человек. Дорожно-транспортные травмы являются основной причиной смерти молодых людей в возрасте 15-29 лет. Более 90% случаев смерти на дорогах происходит в странах с низким и средним уровнем дохода, несмотря на то, что на эти страны приходится примерно половина всех транспортных средств в мире. Половина людей, умирающих на дорогах мира, являются «уязвимыми пользователями дорог» — это пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты. По прогнозам, при бездействии число дорожно-транспортных происшествий будет расти, и к 2030 году они станут седьмой по значимости причиной смерти.

Лица, пострадавшие в результате дорожно-транспортных травм, их семьи и страны в целом несут значительные экономические убытки. Эти убытки связаны со стоимостью лечения (включая реабилитацию и расследование аварии), а также со сниженной/утраченной продуктивностью (например, потери в зарплате) тех, кто погиб или стал инвалидом из-за полученных травм, и членов их семей, которым необходимо время, свободное от работы (или школы), для ухода за родственниками, получившими травмы. Глобальных оценок издержек, связанных с травмами, немного, но исследования, проведенные в 2010 году, позволяют предположить, что ДТП обходятся странам примерно в 3% их валового национального продукта. Этот показатель возрастет до 5% в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода.

Травмы (дорожно-транспортный травматизм, утопления, ожоги, падения и отравления) являются одной из трех основных причин смерти и инвалидности среди детей в возрасте 5-15 лет. Снижение количества ДТП составило 5% (до 13 тыс.), в том числе погибших на 4,3% (до 1,7 тыс.) и раненых на 3% (до 16,9 тыс.). Снижение средней скорости на 5% может способствовать уменьшению числа смертельных аварий на 30%. Сиденья для детей и дополнительные приспособления (подушки) могут снизить смертность детей от 54 до 80% в случае аварии.

По данным Комитета по статистике МНЭ РК за 2015 год умерших от воздействия внешних причин всего: 14 468, в том числе детей от 0 до 19 лет 1438. От транспортных несчастных случаев умерло 2644, в том числе от 0 до 19 лет — 311; от падений — 654/75,электротравмы — 109/23, утопления — 788/240, воздействие дыма огня и пламени — 322/37, соприкосновение с горячими и раскаленными веществами (предметами) – 8969/499. В структуре основных причин смертности от травмы, отравления и другие последствий воздействия внешних причин занимают 4 место. Показатель смертности от травм, отравлений и других воздействий внешних причин по итогам 2015 года составил 82,5 на 100 тыс. населения против 87,6 в 2014 году (снижение на 5,8%). Показатель смертности от травм, отравлений и других воздействий внешних причин сельского населения составил 86,8, что на 9% выше смертности городского населения -79,2. Также в структуре смертности отмечаются высокие показатели сельского населения от самоубийства на 35%, транспортных несчастных случаев на 28%.

Снижению аварийности на дорогах страны способствовало принятие в 2014 году Закона «О дорожном движении». Реализация нового Закона «О дорожном движении», позволила четко разделить зону ответственности между всеми субъектами, вовлеченными в сферу дорожного движения, а также усилить требования к деятельности, направленной на обеспечение дорожной безопасности. В ведомстве отмечают, что до момента принятия данного Закона, в республике практически повсеместно отмечался всплеск аварийности. Наибольший рост аварийности приходится на 2013 год, где рост количества ДТП составил 65% (23,3 тыс. ДТП), в том числе погибших в ДТП — на 0,5% (3 тыс.) и раненых — на 71% (29,8 тыс.). Значительно усилен контроль и надзор за дорожным движением.

В результате регулярно проводимых масштабных профилактических мероприятий «Безопасная дорога», «Автобус», «Внимание — дети!» и др., возросла выявляемость нарушений Правил дорожного движения на 0,5% (до 1 млн.687 тыс.). В результате принятых мер, в течение последних трех лет, несмотря на продолжающийся рост автотранспортных средств (+8%, до 4,5млн.) в стране, наблюдается устойчивая тенденция снижения показателей аварийности.

Социальная значимость проблемы детского дорожно-транспортного и бытового травматизма очевидна и решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей, что нужно предпринять и педагогическими науками, знающими, кого и как следует обучать или предостеречь. Характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

В связи с этим, наряду с преподаванием комплекса знаний по охране жизнедеятельности в традиционном профилактическом аспекте, необходимо обосновать средства и методы педагогического воздействия, направленного на перманентную переориентацию возрастно-индивидуальных и личностных особенностей детей.

Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные или деформированные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

Профилактику важно осуществлять на нескольких уровнях: семья и непосредственно личность, коллектив- школа, детское учреждение и социум.

С 2016 года в республике внедряется интегрированная модель оказания медицинской помощи при травмах. Высокая актуальность проблемы дорожно-транспортного травматизма принимается во внимание Правительством Республики Казахстан, всеми заинтересованными Министерствами и ведомствами РК, профильными Научно-

исследовательскими институтами и научными центрами. Мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях нашли отражение в Дорожной карте по внедрению интегрированной модели оказания медицинской помощи при травмах. Так, с целью приближения травматологической помощи к месту происшествия, сокращения времени прибытия машины скорой помощи и транспортировки пострадавшего в медицинскую организацию, Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии совместно с управлением здравоохранения областей активизировали работу по открытию межрайонных травматологических отделений на базе центральных районных больниц. В настоящее время в республике травматологическую помощь населению оказывают в НИИТО, 120 травматологических и ожоговых отделениях многопрофильных стационаров, 256 травматологических кабинетах ПМСП и в 60 травматологических пунктах.

В этой связи для предупреждения травматизма в РК среди населения необходимо консолидировать силы всех заинтересованных сторон общества.

Return to Top ▲Return to Top ▲