Эта схема может послужить примером реабилитации, и ее можно использовать как базу при восстановлении. Основная идея схемы — это предоставление информации о том приблизительно, какую работу необходимо будет выполнить, за какой промежуток времени и на что нужно обратить внимание во время реабилитации.
Исходя из физического состояния пациента и, в частности, состояния его нервной системы, а также скорости реабилитации, можно откорректировать схему индивидуально. Корректируя схему, определите особое внимание следующим моментам:
1.Схема базовая и не включает в себя специфические осложнения, которые возникают при инсульте. Подкорректируйте схему именно под конкретный случай, добавив упражнения, необходимые именно конкретному пациенту, и, соответственно, время на их выполнение.
2.Скорость реабилитации. В зависимости от характера поражения нервной системы и физического состояния скорость выполнения упражнений и освоения новых движений будет индивидуальной. Временные интервалы в схеме даны для ориентации. Отклонение может быть плюс-минус один, два или даже три месяца. Скорость реабилитации — это время, за которое возможно до определенного уровня восстановить себя. Немного ошибочно представление о том, что время для реабилитации строго определенное, например, один год. Мнение о том, что первый год наиболее благоприятный для восстановления — абсолютно верно, но процесс восстановления продолжается и после одного года.
Начальный этап (3 месяца).
- Привыкание к вертикальному образу жизни и самообслуживание себя в быту:
— умение сидеть;
— умение частично или полностью одеваться и раздеваться;
— умение самостоятельно принимать пищу;
— умение пользоваться туалетом;
— прием ванны или душа с чьей-либо помощью.
- Учимся ходить и держать равновесие:
— ходим самостоятельно или опираемся на мебель или стены;
— переступаем высокие пороги;
— учимся или уже умеем пользоваться лестницей;
— учимся сгибать и разгибать ногу в колене;
— учимся или умеем равномерно распределять вес на обе ноги;
— при использовании специальных приспособлений для ходьбы время от времени пробуем обходиться без них.
- Работа руки в плечевом суставе и локте:
— машем рукой в плече;
— сгибаем и разгибаем руку в локте;
— толкаем двери, но еще не умеем пользоваться кистью;
— учимся работать кистью;
— отучаем себя от привычки пользоваться только одной рукой;
— при использовании специальных приспособлений для работы руки время от времени пробуем обходиться без них.
Второй этап (6 месяцев).
- Самообслуживание:
— умение приготовить несложную пищу;
— возможность сходить в магазин;
— навыки пользования транспортом;
— прием ванны или душа с чьей-либо помощью или самостоятельно;
- Ходьба и работа ногами:
— самостоятельно ходим;
— пользуемся лестницей;
— учимся или умеем стоять на одной ноге;
— при использовании специальных приспособлений для ходьбы время от времени пробуем обходиться без них.
- Работа рукой:
— учимся или уже умеем более-менее свободно разгибать руку в локте;
— учимся брать предметы пальцами;
— стараемся набирать мышечную массу;
— при использовании специальных приспособлений для работы руки время от времени пробуем обходиться без них.
Третий этап (1 год).
- Самообслуживание:
— приготовление пищи;
— умеем пользоваться транспортом;
— возможность выполнять несложную физическую работу;
— прием ванны или душа самостоятельно, при осложнениях — с чьей-либо помощью.
- Ходьба и работа ногами:
— ходьба на длинные дистанции;
— умение преодолевать нестандартные препятствия;
— работа ноги в колене;
— наращивание мышечной массы.
- Работа рукой:
— более-менее свободная работа руки в локте;
— учимся брать предметы пальцами, некоторые предметы умеем брать;
— развиваем большой палец для захвата предметов;
— набираем мышечную массу.
Четвертый этап (2 года).
- Самообслуживание: состояние уже должно позволять быть абсолютно самостоятельным. Почти все бытовые вопросы уже должны решаться самостоятельно, возможно еще на некоторое время лишь исключая тонкую работу пальцами руки и работу, связанную с большими физическими нагрузками.
- Ходьба и работа ногами: нога должна позволять ходить на длинные дистанции и легко взбираться по ступенькам.
- Работа рукой: оттачиваем работу руки таким образом, чтобы уметь выполнять различные действия, которым ранее или не придавали внимания или просто не могли выполнить. Набираем мышечную массу.