tolstaya5

Ой, всё! Я жЫрная!

0 Комментариев

Особенности самовосприятия образа тела и пищевого поведения у девушек-подростков
По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 10 лет в мире вдвое выросло число детей, больных анорексией. Некоторым из них всего 9 лет и есть предпосылки к тому, что болезнь будет продолжать молодеть.
Анорексия — заболевание, в основе которого лежит нервно-психическое нарушение, проявляющееся навязчивым стремлением к похуданию, страхом перед набором веса. Больные анорексией стараются снижать вес любыми способами, начиная с диет, голодания, изнурительных физических упражнений и заканчивая промываниями желудка, применением клизм, вызовом рвоты после еды. При анорексии наблюдаются патологическое снижение веса, нарушение сна, депрессия, возникает чувство вины при приеме пищи, неадекватная оценка своего веса.
Заболеваний, которые могут являться причинами анорексии, достаточно много. Среди них — сахарный диабет, тиреотоксикоз, наркомания, алкоголизм, анемия, разнообразные инфекции, интоксикация, депрессия, тревожные фобии, гормональные и иммунологические нарушения. Точная причина анорексии не выяснена, однако существуют факторы риска, которые повышают вероятность развития заболевания:
1. Установлено, что анорексия чаще развивается у девушек и молодых женщин.
2. Повышенная забота о собственном весе, увлеченность диетами и другими мерами для похудения в некоторых случаях способствует развитию анорексии.
3. Существует определенный тип личности, более предрасположенный к развитию анорексии: как правило, это педантичные, дотошные люди, с повышенными требованиями к себе и окружающим, сниженной самооценкой, учащиеся престижных школ или высших учебных заведений.
4. Наследственность также играет роль в развитии анорексии: наличие родителя, больного анорексией, повышает риск этого заболевания у детей.
5. Проживание в среде, одержимой идеалами красоты, худобой и поддержанием собственного веса значительно повышает риск развития нервной анорексии.
6. Психологические травмы, например, изнасилование, потеря близкого человека также могут способствовать развитию заболевания.
Анорексия классифицируется по механизму возникновения:
· невротическая анорексия (отрицательные эмоции стимулируют перевозбуждение коры головного мозга);
· нейродинамическая анорексия (сильные раздражители, к примеру, болевые, угнетают нервный центр в коре мозга, отвечающий за аппетит);
· нервно-психическая анорексия или нервная кахексия (отказ от пищи обусловлен психическим расстройством — депрессии, шизофрения, синдром навязчивых состояний, сверхценная идея похудения).
Также анорексия может стать следствием недостаточности гипоталамуса у детей и синдрома Каннера.
Различают 2 основных типа нервной анорексии:
1. Ограничительный, при котором больной ограничивает себя в приеме пищи, практически никогда не наедается досыта, после еды вызывает рвоту.
2. Очистительный, при котором больной регулярно наедается до чувства насыщения, а затем провоцирует рвоту, опорожнение кишечника (принимает слабительные), использует мочегонные средства и т.д. Люди с таким типом нервной анорексии, как правило, едят много (больше, чем здоровый человек такой же комплекции), так как у них отсутствует внутренний контроль над приемом пищи.
С целью выявления актуальности проблемы нами был проведен опрос 55 учениц 8-11 классов одного из учебных заведений г. Петропавловска.
В качестве методики исследования выступил авторский опросник, включающий в себя 15 утверждений. Из них пять вопросов входят в состав клинической беседы используемой врачами-психиатрами при диагностировании нервно-психической анорексии, остальные десять направлены на выявление особенностей восприятия девушками-подростками своего тела и особенностей пищевого поведения.
После обработки данных опроса, нами были получены следующие результаты:
Примерно половина (47,6 %) опрошенных нами девушек указывают на то, что им не нравится собственный образ. Ученицы 8-10 классов в качестве того, что им нравится или не нравится в себе, указывают в основном свои внешние данные и образ своего тела. 11-классницы в основном указывают психологические характеристики своей личности. Подавляющее большинство (91,4 %) не соблюдают диету, но готовы иногда отказаться от еды ради улучшения своей фигуры. Практически все девушки (82,3 %) не считают, что окружающие едят слишком много. 65 % участниц опроса указывают на то, что у них периодически бывают головокружение и слабость. 57 % отмечают, что стали более раздражительными в последнее время. Только 17 процентов отметили, что их раздражает запах пищи. 89 % респонденток отмечают наличие у себя чувства «холодных» рук или ног, сухости кожи. Менее трети опрошенных нами девушек отмечают, что их настроение в основном подавленное. Постоянно свой вес контролируют 23 % старшеклассниц. 74 % участниц исследования считают, что их подруги выглядят лучше, чем они. В то же время 69 % подростков не нравится их отражение в зеркале. Подавляющее большинство девушек (91 %) указали на то, что для них характерно отказываться от завтрака или пропускать ужин. Ученицы 10-11 классов при описании своих достоинств и недостатков в основном используют характеристики индивидуально-психологических черт личности. Ученицы 8-9 классов в большей степени уделяют внимание физиологическим и конституциональным особенностям своего тела. 47,9 % участниц опроса используют в своих гаджетах различные программы для коррекции изображения с целью формирования более позитивного и привлекательного образа самой себя.
Таким образом, исходя из полученных нами результатов пилотажного исследования даже в одном образовательном учреждении областного центра, можно с уверенностью сказать, что проблема негативного восприятия образа своего тела и нарушения пищевого поведения является одной из актуальных проблем для современных девушек-подростков и требует пристального внимания со стороны родителей, педагогов, психологов и медицинских работников.
Рекомендации родителям
Обратите внимание, если:
· ваш ребенок стремительно худеет и его масса тела меньше 85 % от возрастной нормы;
· постоянно высказывает опасения на счет возможности набрать лишний вес;
· не может объективно оценивать свое физическое тело, необъективен в описании своего изображения в зеркале;
· у девочки-подростка внезапно прекращаются менструации;
· появляется стремление отказываться от пищи.
Павел МОИСЕЕВ,
педагог-психолог,
Татьяна ЯКОВЛЕВА,
психолог
КГП на ПХВ «Психоневрологический диспансер»

Return to Top ▲Return to Top ▲