Давным-давно в один восточный город въехал на повозке торговец по имени Ал Коголь. Приезжий остановился в гостинице, снял лавку и начал торговать на одной из городских улиц, разложив на ней нитки, гвозди, горшки и миски. Вел себя он тихо и никому не мешал. Но после его появления в городе стали происходить странные вещи.
Отправилась женщина к сапожнику забрать туфли. Туфли починены, но как? Вместо набоек на каблуках пряжки, а вместо пряжек по бокам туфель – набойки! Удивилась женщина. Смотрит на сапожника, а тот делает вид, что так и должно быть, да еще говорит: «Вы же сами просили, чтобы я починил вам туфли именно так».
Был в этом городе прекрасный зубной лекарь, дело свое он знал отлично. Но с приездом торговца люди стали бояться ходить к лекарю: одному пациенту он вырвал здоровый зуб, другому вместо зубов лечил уши, третьему насыпал в рот перца вместо лекарства.
Но хуже всего было то, что некоторые добрые, трудолюбивые жители города вдруг изменились до неузнаваемости. Плотник подрался с соседом-парикмахером. Каменщик ругался на улице и задевал прохожих. Портной, дворник и продавец обижали своих жен и детей, которых раньше любили, женщины и дети от этого плакали. Стекольщик и хлебопек, всегда такие аккуратные, однажды утром были найдены спящими: один в пыли у дороги, другой – в кустах городского парка.
Все эти люди сильно изменились и внешне. Глаза у них стали маленькими и бесцветными, или, наоборот, налились кровью, носы стали красными или даже фиолетовыми, руки тряслись, ходили они, шатаясь, и производили впечатление больных.
Горожане заметили. Что некоторые люди часто заходили в лавку Ал Коголя, но покупали там не гвозди, горшки и миски, а тонкие высокие бутылки. Когда они пили жидкость из этих бутылок, то морщились, а потом глаза у них краснели, говорили они грубыми голосами, часто ругались и даже дрались. Казалось, что злой джин переселялся из этих бутылок в людей, и тогда они, прежде добрые и умные, становились злыми и вели себя грубо и некрасиво. Горе, слезы, беда пришли в их дома.
Горожане обратились за помощью к бескорыстным и добросердечным старцам. И вот что они ответили:
— Всегда идет борьба между добром и злом, правдой и ложью, справедливостью и насилием. Добрые люди опираются в этой борьбе на совесть и честь, злые – на обман и невежество, корыстолюбие и зависть. Не всегда, к сожалению, побеждает добро. Особенно трудно бывает бороться со злом, когда на помощь ему приходит алкоголь.
— Ал Коголь! – воскликнули горожане. – Да ведь так зовут приезжего торговца!
— Да, — ответили мудрецы, — наверное, это и есть оборотень.
«Алкоголь» на одном из древних восточных языков означает «дурманящий». Именно злым дурманом наполнены бутылки. Жидкость эту называют вином, или водкой, или другим словом, но действует она всегда одинаково – дурманит головы людей, которые ее пьют. Они перестают быть самими собой, оказываясь во власти слой и жестокой силы, которая заставляет их вести себя грубо и глупо, обидно для окружающих и для самих себя. Алкоголь разрушает сначала души, а потом и тела людей, но делает это медленно, незаметно, и в этом его большая опасность.
— В давние времена, — продолжали свой рассказ мудрецы, — существовала легенда, что тот, кто выпьет рюмку этого зелья, превратиться в орла, которого без труда заклюет курица; тот, кто выпьет две рюмки, превратиться в барана – самого безмозглого в стаде; а тот. Кто выпьет три рюмки, станет свиньей и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зеленой листвы на весенних деревьях, на сиянья звезд в ночном небе. Пьяный несчастен сам и приносит горе другим. Если мы хотим жить счастливо и достойно, если мы не хотим пустить в наши дома горе и слезы, то надо объединяться и выгнать эту нечисть из города.
Люди сняли совету мудрецов. Они изгнали злого оборотня Ал Коголя и разбили все его бутылки с дурманящей отравой.
Сапожник и зубной лекарь, плотник и парикмахер, каменщик и портной, дворник и продавец скоро выздоровели и опять стали добрыми, честными и умными людьми. И никто никогда больше не вспоминал об их болезни.