Опыт совместной работы медицинских и образовательных учреждений по диагностике и коррекции тревожно-депрессивных расстройств у детей и подростков
Эмоциональное неблагополучие подростка — один из объектов пристального внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия — депрессивные состояния.
По исследованиям ученых, когнитивная психотерапия помогает примерно 50 процентам подростков.
Исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось в одном из учебных заведений города Петропавловска. Испытуемыми были учащиеся 10-11 классов, 81 человек в возрасте 16-18 лет.
После обработки количественных показателей нами были получены следующие результаты:
1. Высокий уровень тревожности и депрессии выявлен у 19 учеников 11-х и 7 учеников 10-х классов.
2. Средняя выраженность тревожности и депрессии обнаружена у 11 учеников 11 классов и 9 учеников 10-х классов.
3. Нормальный уровень тревожности и депрессии выявлен у 15 учеников 11-х классов и у 20 учеников 10-х классов.
Рассмотрев психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и особенности их коррекции, мы пришли к выводам:
1. Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко, но эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются с другими проблемами, такими как: нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, нервно-психическое напряжение.
Депрессия накладывает отпечаток на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую и т.п.
Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого рассмотрения, для избежания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии.
2. Причины возникновения депрессивных состояний могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка.
3. Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков.
На коррекционном этапе эксперимента нами использовались следующие методы и методики:
1. Индивидуальная беседа.
2. Коррекция состояния тревожности и депрессии личности и группы.
3. Медико-психологическая помощь в сложных состояниях.
В результате индивидуальных бесед было выявлено, что основными причинами высокого уровня тревожности и депрессии у учащихся 11-х классов являются:
— высокий уровень учебной нагрузки,
— сложности ситуации профессионального и образовательного самоопределения,
— подготовка к Единому национальному тестированию,
— семейные проблемы,
— проблемы отношений со сверстниками,
— моральное и психологическое давление со стороны родителей и педагогов,
— неопределенность и противоречивость информации о процедуре сдачи Единого национального тестирования и вступительных экзаменов.
С 20 учащимися 10-11 классов, показавшими средний уровень наличия состояния тревожности и депрессии, силами педагогов-психологов проводились индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на снятие тревожно-депрессивных состояний.
Законным представителям (родителям) 26 участников эксперимента, показавших высокий уровень состояния тревожности и депрессии, было предложено оказание медико-психологической помощи на базе КГП на ПХВ «Психоневрологический диспансер» управления здравоохранения Северо-Казахстанской области. Одиннадцать родителей отказались от предложенной их детям медико-психологической помощи.
Контрольное исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось после окончания коррекционной работы в учебном заведении и ПНД СКО.
После обработки количественных показателей, нами были получены следующие результаты:
1. Высокий уровень тревожности и депрессии выявлен у 9 учеников 11-х и 2 учеников 10-х классов.
2. Средняя выраженность тревожности и депрессии обнаружена у 5 учеников 11-х классов и 5 учеников 10-х классов.
3. Нормальный уровень тревожности и депрессии выявлен у 31 учащегося 11-х классов и у 29 учеников 10-х классов.
Из полученных нами данных можно сделать следующие выводы:
1. Своевременная диагностика и медико-психологическая коррекция тревожности и депрессии у детей и подростков помогают эффективно снизить риск развития тревожно-депрессивного расстройства.
2. Мы не выявили новых случаев проявления среднего и высокого уровня тревожно-депрессивных расстройств у учащихся, прошедших коррекционную работу.
3. У всех участников эксперимента, получивших своевременную медико-психологическую помощь, уровень тревожности и депрессии значительно снизился.
Психическое неблагополучие подростков, касающееся эмоциональной сферы, имеет далеко идущие последствия. Депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков, и способствует профилактике возможной дезадаптации.
Депрессивные состояния обнаруживают связь с теми характеристиками жизнедеятельности подростка, которые являются для него наиболее значимыми. Это относится к межличностным отношениям в семье и детско-родительским отношениям, комплексу отношений, в которые вступает подросток в процессе школьного обучения, к стрессогенным жизненным событиям. Рассмотрели пути и методы психологической коррекции депрессивных состояний в различных психологических подходах.
При выборе вида коррекции учитывалось, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение. Поэтому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано групповому варианту коррекции. В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической активности: сначала в групповой ситуации, а затем и в реальной жизни. Вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими подросток получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе.
В связи с этим наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный медико-психологический подход к проблеме коррекции депрессивных состояний. Комплексный подход — это совокупность всех путей и методов коррекции депрессивных состояний, разработанных в различных психологических теориях (психоанализ, когнитивная, поведенческая, групповая психокоррекции, семейная психотерапия).
Изменения, произошедшие в ходе коррекции, показали, что процесс психологической коррекции депрессивных состояний у подростков осуществлялся в полной мере. Показатели депрессии уменьшались, что подтверждала вторичная диагностика.
Юлия МАЛИКОВА,
врач-психиатр, детский суицидолог, КГП на ПХВ «Психоневрологический диспансер» акимата СКО,
Павел МОИСЕЕВ,
педагог-психолог